Охлаждающая жидкость, именуемая «хладагентом» (холодильный агент, хладон или просто - фреон), жизненно важна для любого кондиционера так же, как и кровь для человека. Охлаждающая жидкость, внутри магистральной системы кондиционирования, может испаряться, поглощая тепло, и может конденсироваться, отдавая во вне тепло, которое получило в результате испарения. На этих простых принципах и заключается работа любого настенного, мобильного или кассетного кондиционера.
Первоначально, в системах кондиционирования использовался аммиак. Было это в конце 30`х годов. Все прекрасно понимают, что это за опасное химическое вещество. Поэтому уже в начале 40х проблему решили быстро, создав безвредное для человека вещество - фреон - смесь органических газов: метана (R-50) и этана (R-70). Помимо этого были созданы другие охлаждающие составы посредством замещения атомов водорода в метане или этане атомами хлора и фтора.
К примеру, довольно известный хладагент имеет маркировку R-22 и получается он из молекулы метана, в которой один атома водорода замещён хлором и два атома фтором. Естественно, что физические свойства различных фреонов зависят напрямую от количественного состава трех ее химических элементов – водорода, хлора и фтора. Например уменьшение атомов водорода в изначальном газе уменьшает его горючесть, увеличивая при этом стабильность. Чем они стабильнее, тем меньше подвержены химическим реакциям, и, вместе с тем, дольше разлагаются на простейшие составляющие. Стоит отметить, что с увеличением числа атомов хлора и фтора увеличивается и токсическое воздействие фреонов, а также растёт и их способность к разрушению озонового слоя.
Осознавая экологическую проблему, производители хладагентов и прочих фреонов начали искать пути решения. Итогом изысканий явилось создание сложных смесей различных озонобезопасных хладагентов, получившие такие маркировки как R-407C и R-410A. Оба варианта были приняты на вооружение производителями различных кондиционеров. Это может быть и обычная сплит-система, и мобильный кондиционер, колонный или кассетный тоже.
Первый хладагент R-407C был разработан компанией «Дю Понт» специально для замены вредного R-22. Смесовый R-407C состоит из трёх составляющих - более простых фреонов в разных пропорциях: R-134a (52 процента), R-125 (25 процентов) и R-32 (23 процента). Данная смесь хороша тем, что может легко заменить устаревший вариант хладагент R-22 в уже существующих системах охлаждения без дополнительного модифицирования. Охладительная жидкость R407C очень близка ко всем показателям R-22 по давлению насыщенных паров и производительности.
Смесовый хладагент с маркировкой R-407C имеет весьма перспективное будущее – уже сейчас, в наше время, данная смесь фреонов в больших объёмах продается на международном рынке климатического оборудования.
Второй, не менее известных хладагент R-410A, был создан как альтернативная вариация для фреонов R-13B1 и R-22 для использования в новых и современных, отвечающих всем экологическим требованиям, системах охлаждения. Производительность хладагента R-410A, в отличии от R-22, почти на 50 процентов больше при этом правда рабочее давление в магистрали увеличивается на 40 процентов. Это необходимо учесть при монтаже новых или усовершенствовании старых систем охлаждения. Так что затраты на установку и апгрейд техники работающей на данном фреоне будут выше, чем нежели для систем работающих на смеси R-407C.